главная+карта сайта+e-mail
Восток-Сервис - Воронеж Профессиональное оборудование и инструмент    
.25.04.2013
 
Вбрасываемый огнетушитель Спасатель - 01 (SAT119)
.24.04.2013
 
Новые мойки высокого давления!
.07.03.2013
 
Дорогие женщины, Поздравляем Вас с 8 марта!
   
 



Bosch
Hitachi инструмент
Husqvarna
Homelite
Makita
Awelco
Geko&Eisemann
Пакс Металл
Pegas
Partner
Практика
Hitachi оснастка
Энерго
Kubota
DDE
Kroll
Другие производители

Бензотехника
Садовый электроинструмент
Электроинструмент
Оснастка для электроинструмента
Электростанции
Пневматика
Сварка
Мойки, мотопомпы
Ручной инструмент
Пожарное оборудование
Промышленная мебель
Бензиновые и дизельные генераторы
Лестницы
ГлавнаяСтатьи Бензопилы


статьи

28.11.2006

Бензопилы

Приемы работы, подсказки, безопасность...
Если вы не Илья Муромец, то единственный способ повалить деревья-гиганты в лесу и превратить их в деловую древесину или просто расчистить от деревьев ваш дачный участок - это взяться за бензопилу. Лучковые пилы, топоры и прочие лесоповальные орудия выглядят просто детскими игрушками на фоне бензопилы. Но самое интересное заключается в том, что при наличии элементарных навыков и знания техники безопасности любой человек может выполнять несложные работы, используя бензопилу. Советы и подсказки, которые вы здесь найдете, касаются абсолютно всех видов бензопил. Поэтому не спешите перелистывать страницу только потому, что ваш профессиональный интерес ограничивается заготовкой дров для костра и вы вовсе не собираетесь валить гигантские сосны и ели. Прочитав эту статью, вы узнаете (или еще раз напомните себе) об основных правилах техники безопасности при работе с бензопилой, выработанных опытом лесорубов-профессионалов, ежедневно работающих с этим чудом техники. Также можно просветиться и на тему полезных приемов и навыков работы с этим великолепным инструментом. Основное внимание уделено технологиям валки деревьев, обрезки и раскряжевки - распиливанию поваленных деревьев на бревна или дрова.

Немного о правилах хорошего тона...
Бензопила - это, возможно, один из самых капризных инструментов. Но зато и впечатления от работы с ней незабываемые. Для бензопилы не существует разницы между деревом и мясом: и то, и другое распиливается одинаково хорошо. Практически любой, кто хоть немного успел поработать с бензопилой, может рассказать жуткую историю о том, как он уворачивался от взбесившейся бензопилы или как бензопила "побегала" по кому-то из его знакомых и что из этого получилось. А уж профессионалы-лесорубы могут часами рассказывать подобные истории...

Для обеспечения безопасной работы с бензопилой всегда держите бензопилу двумя руками, полностью охватывая рукоятки бензопилы. В случае отдачи правильный хват бензопилы поможет вам обуздать ее. Подробнее об отдаче - в разделе "Обрезка".

Встречают по одежке.
Прежде чем запускать бензопилу, оденьтесь соответствующе. Настоящие профессионалы не станут работать без спецодежды. Три-четыре тысячи рублей, потраченные на нее, дадут вам ощущение удобства при работе и, возможно, спасут вам здоровье и жизнь. Не забудьте про каску с защитной маской для лица и шумоизолирующими наушниками. Кроме того, настоятельно рекомендуется обзавестись защитными очками, рубашкой с длинными рукавами для защиты от неизбежных ссадин, башмаками, в мысках которых вмонтированы стальные вставки, и специально простеганными брюками. Эти брюки (около полутора тысяч рублей) простеганы специальными прочными волокнами или имеют подкладку из кевлара (волокнистый материал на основе полиамидов, из которого, кстати, делают бронежилеты), благодаря чему бензопила будет остановлена прежде, чем успеет добраться до ваших ног.

Освойтесь с вашей бензопилой.
Теперь, когда вы надлежаще одеты, заправьте бензопилу бензином, предварительно смешанным с маслом для двухтактных двигателей (см. инструкцию по эксплуатации для вашей бензопилы). Затем заполните масляный бак специальным маслом для смазки шины и цепи. После того как бензопила заправлена, отойдите от канистры с бензином не менее чем на 3 м и осмотритесь - нет ли рядом чего-то воспламеняющегося.

Чтобы завести бензопилу, включите тормоз пилы, затем включите зажигание, вытяните ручку подсоса (если двигатель холодный) и установите ее в положение повышенных холостых оборотов. Бензопила должна лежать на земле. Наступите правой ногой на заднюю рукоятку пилы и крепко возьмитесь левой рукой за переднюю рукоятку. Резко вытяните шнур стартера, чтобы завести двигатель. После того как двигатель заработает, утопите подсос и установите нормальный холостой ход, после чего выключите тормоз цепи. Цепь освобождена, и можно начинать пилить. Постарайтесь понять, как бензопила реагирует на дроссель газа. Прежде чем начинать работу, примите удобное устойчивое положение, расставив ноги на ширину плеч. Всегда вставайте сбоку от пилы и никогда не стойте позади нее.

При работе вы ощутите различную реакцию инструмента. Если пилить нижней частью шины в направлении "сверху вниз", то бензопила потянет вас вперед. А если пилить верхней частью шины "снизу вверх" (подруб), то бензопила будет толкать вас назад. Для того чтобы справиться с этим, упритесь задней рукояткой бензопилы или рукой в бедро для большей устойчивости и удобства.

Семь раз отмерь... Прежде чем валить дерево или обрезать ветви, подумайте, как ствол или ветви отреагируют на ваши действия. Например, на ветвь, оказавшуюся под стволом поваленного дерева, может давить значительная доля общего веса дерева, и обрезать ее надо совсем иначе, чем ветвь, находящуюся сверху ствола. Постарайтесь прикинуть возможные движения ствола дерева. Поваленные деревья часто перекатываются, скользят или просто падают, поэтому заранее продуманная разделка его позволит своевременно среагировать, если дерево неожиданно начнет двигаться.

Валка.
Валка - это искусство спиливать стоящее дерево.
Осмотрите дерево, и, может быть, вы сразу поймете, в каком направлении оно скорее всего упадет. По возможности ориентируйтесь на естественные, природные подсказки. Редкие или, наоборот, густые ветви с какой-либо одной стороны ствола, возможно, повлияют на направление падения больше, чем сделанные вами подрубы.

Однако многие обстоятельства могут нарушить ваши планы. Так, падающее дерево может застрять в кронах соседних деревьев. Такая ситуация чрезвычайно опасна. Если вы не ас, то найдите такового и попросите помочь, не подпуская никого близко до тех пор, пока дерево не упадет. Обязательно обратите внимание на расположение линий электропередач, близость вашего дома, соседних домов и прочих строений. Если у вас есть хоть какие-то сомнения относительно точного и безопасного направления падения, не пытайтесь валить дерево самостоятельно - лучше пригласите профессионала. Помните, что опасная зона - это круг с радиусом, равным удвоенной высоте дерева.

Если вы полностью уверены в вашем плане валки, расчистите место для работы вокруг дерева (см. Фото 2), после чего наметьте два разных направления для быстрого отхода. Когда дерево начнет падать, вы должны отбежать от него по одному из намеченных направлений. Если все пойдет не по плану, вам придется очень-очень быстро ретироваться. Даже умудренные опытом лесорубы не всегда могут точно предсказать, где приземлится сваливаемое дерево. Направления для быстрого отхода должны пролегать под углом 45 градусов от направления падения. Никогда не намечайте маршрут, обратный направлению падения дерева, поскольку или дерево может упасть назад, или поднять при падении всю корневую систему вместе с пластами земли прямо под вашими ногами.

Описываемый нами метод валки называется методом открытых подрубов. У него есть два преимущества. Во-первых, оставляемая часть ствола, называющаяся "недопил" и находящаяся за подрубом, придерживает ствол до самого падения, поскольку подруб не закроется до тех пор, пока ствол не окажется на земле. Во-вторых, ствол остается связанным с пнем, что удерживает его от перекатывания по земле и, как следствие, облегчает и делает более безопасными обрезку и раскряжевку.

Однако даже самая лучшая технология подрубов не спасет от неожиданностей при валке дуплистых деревьев, а также от порывов сильного ветра. Не валите деревья при сильном ветре - дождитесь более погожего дня.

На расстоянии 1,5-2 м от лесоруба должен стоять помощник с метровой палкой. Он должен следить за возможными опасностями, позволяя лесорубу полностью сконцентрироваться на работе. Если помощник замечает надвигающуюся опасность, он привлекает внимание лесоруба легким ударом палки по плечу. Лесоруб должен немедленно бросить бензопилу и ретироваться с помощником в безопасное место.

Обрезка.
Обрезка - это процесс удаления ветвей у поваленного дерева.
Перед началом обрезки расчистите место для работы и убедитесь в отсутствии подлеска (подробнее в разделе "Опасность подлеска"). Начните обрезку с нижней части ствола, поскольку ветви обычно растут под острым углом по направлению к вершине, и места для работы будет побольше. Помните о том, что весь ствол может опираться всего лишь на один сук и, если его обрезать, ствол может покатиться или сдвинуться. Старайтесь, где только возможно, чтобы ствол находился между вами и обрезаемой ветвью. Ствол защитит вас от возможной отдачи бензопилы и от падения на вас ветви, которую вы только что обрезали.

Поваленное дерево может опираться на некоторые ветви, оказавшиеся внизу после падения дерева. Такие ветки следует сначала подрезать снизу, чтобы бензопила не застряла в распиле, когда ветвь "просядет". Если пилу все-таки "зажало", не пытайтесь выдернуть ее. Тем самым вы можете серьезно погнуть шину и сорвать себе спину. Выключите двигатель и подрычажьте ствол, чтобы распил разошелся и стало возможно высвободить бензопилу.

Большинство отдач бензопилы случаются именно при обрезке. На фото шины бензопилы штрих-линией показана зона отдачи. Когда этот участок шины соприкасается с деревом, пила может отскочить "назад-вверх" и, возможно, вам в лицо. Автоматический тормоз бензопилы предназначен именно для остановки цепи в случае отдачи. Но, даже надеясь на тормоз, стоит побеспокоиться и о возможных опасностях типа сучьев, скрывающихся за ветвью, которую вы обрезаете. Иногда конец шины может случайно задеть совсем не ту ветвь, которая вам нужна, поэтому старайтесь постоянно видеть его.

Раскряжевка.
Раскряжевка - это термин лесорубов-профессионалов, обозначающий распиливание бревна на части.

После того как ветви обрезаны, начинайте разделывать ствол по направлению к комлю. Сделайте несколько надпилов на 2/3 толщины ствола, после чего перекатите ствол и закончите распиловку. Если дерево упало именно так, как вы и намечали, и недопил уцелел, то пень будет опорой ствола. После того как сделаны надпилы, отделите ствол от пня и при помощи рычага опустите его на землю. Рычагом может быть все, что угодно: начиная от стального лома и заканчивая крепким суком. Если пилу все-таки "зажало" в стволе, выключите бензопилу и подрычажьте ствол рядом с распилом. Ваш помощник может затем вставить в распил что-то вроде клина и высвободить пилу. Если ствол лежит на земле, то, возможно, вам придется подкопаться под него, чтобы подсунуть рычаг.

Совет: Всегда прочно держите бензопилу двумя руками. В случае отдачи правильный хват позволит вам справиться с бензопилой.

1.

Очистите место работы от листьев и сучьев, способных загореться. Затем включите тормоз пилы и заведите бензопилу, наступив на заднюю рукоятку ногой и прочно взявшись за переднюю рукоятку.

  • защитная каска обеспечивает защиту лица, ушей и головы;
  • канистра с бензином - не менее 3 м от места запуска бензопилы;
  • защитные чех-лы на брюки;
  • тормоз включен;
  • защитные перчатки;
  • расчищенное место запуска;
  • башмаки со стальными вставками в мысках.
2.

Уберите весь мусор и растительность на расстоянии около 2 м от дерева, намеченного к валке. Кроме того, расчистите как минимум два направления для быстрого отхода. Удалите кустарник, о который можно споткнуться, секатором или кусторезом. (Резка кустарника бензопилой небезопасна).

Совет: Перед тем как валить большие деревья, попрактикуйтесь на небольших лежачих деревцах. Регулировка натяжения цепи.Перед началом работы проверьте натяжение цепи (фото 3 и 4 ). Проверяйте натяжение через каждый час работы и, по необходимости, регулируйте заново. Новые цепи вытягиваются, поэтому их нужно проверять через каждые 20 минут работы. Провисшая цепь может слететь с шины и серьезно поранить вас. Кроме того, слабо натянутая цепь может повредить свои ведущие элементы, и цепь не сможет нормально двигаться по шине.

3.
  • выкл.;
  • вкл.;
  • тормоз;
  • гайки шины;
  • недопил;
  • нижний направляющий подруб;
  • валочный рез;
  • провисшая цепь;
  • Ослабьте гайки, закрепляющие шину бензопилы.
4.

Затягивая регулировочный винт, приподнимайте шину до тех пор, пока цепь не "сядет" на шину. Натяжение считается правильным, когда цепь не оттягивается от шины, но ее можно продвигать по шине рукой в перчатке. Надежно затяните регулировочные гайки шины.

  • приподнимайте шину при натяжении цепи;
  • регулировочный винт;
  • режущий зуб цепи;
  • направляющий элемент цепи;
  • шина.

Регулировка натяжения цепи. Перед началом работы проверьте натяжение цепи. Проверяйте натяжение через каждый час работы и, по необходимости, регулируйте заново. Новые цепи вытягиваются, поэтому их нужно проверять через каждые 20 минут работы. Провисшая цепь может слететь с шины и серьезно поранить вас. Кроме того, слабо натянутая цепь может повредить свои ведущие элементы, и цепь не сможет нормально двигаться по шине.

5.

Обопритесь левым плечом на дерево, чтобы обеспечить устойчивость. Наметьте направление падения дерева. Сделайте надруб со стороны предполагаемого направления падения. (См. "Надрубы и валочные резы").

Совет: Делая нижний надруб, управляйте дросселем газа большим пальцем руки. Вам не придется выворачивать руку, чтобы управлять дросселем указательным пальцем, как это указывается в ин-струкции.

  • верхний направляющий подруб;
  • место встречи подрубов;
  • нижний направляющий подруб.
6.

Сделайте на стволе круговой паз глубиной 1 сантиметр, обозначив место валочного реза. Начните валочный рез с противоположной стороны от подруба, углубив паз на 3 см, причем линия реза должна проходить примерно на 2,5 см выше кругового надпила.

Совет: Перед тем как начи-нать валочный рез, заправьте бензопилу полностью, чтобы горючее не закончилось во время работы: чрезвычайно опасно отходить от частич-но подрубленного дерева.

  • система раннего предупреждения;
  • направление быстрого отхода;
  • направление быстрого отхода;
  • валочный рез начинать здесь;
  • круговой неглубокий пропил;
  • направление падения.
7.

Углубляйте валочный рез, ориентируясь по уже пропиленному пазу. Когда шина пилы уйдет достаточно глубоко в рез, не выключая двигатель, включите тормоз и вставьте в рез пластиковый клин. Клин будет удерживать дерево от проседания, предотвратит зажатие шины и поможет направить падение дерева. Закончите распиливание и остановитесь примерно за 3,5 см до надруба, с тем чтобы оставить недопил для соединения ствола с пнем. Никогда не допиливайте до конца.

  • всегда прочно держите рукоятку;
  • валочный рез;
  • вспомога-тельный клин.
8.

Выньте бензопилу из реза, включите тормоз и отойдите, по крайней мере, на 3 м по намеченному, заранее расчищенному, направлению для быстрого отхода, ни на секунду не отводя взгляда от дерева.Никогда не становитесь к дереву спиной!

  • направление падения;
  • тормоз включен;
  • направление быстрого отхода.

Надрубы и валочные резыДля валки дерева используйте метод открытых надрубов. Сначала сделайте надруб сверху под углом 60° к горизонтали, а затем надруб снизу, но под углом 30° так, чтобы надрубы сошлись. Надруб делайте на глубину 1/5 диаметра ствола. Валочный рез должен проходить на высоте 3 - 5 см от угла надруба и не доходить до надруба примерно на 4 см, чтобы оставить недопил. Недопил определяет направление падения дерева и обычно остается целым даже после падения, удерживая ствол на месте. Более того, благодаря недопилу, ствол остается подвешенным, что облегчает дальнейшую работу. Надрубы и валочные резы должны делаться выше корней и на удобной рабочей высоте. Делая надруб сверху вниз, пилите на такой высоте, чтобы вам было удобно делать надруб снизу вверх.

Совет: Если диаметр дерева больше, чем длина шины бензопилы, то это работа исключительно для профессионала.

9.
  • глубина надруба - 1/5 диаметра ствола;
  • недопил;
  • вспомога-тельный клин;
  • 30 градусов;
  • 60 градусов;
  • 4 см.
10.

Обрезая ветви, на которые давит ствол, сначала надпиливайте их сверху на 1/3 диаметра, а потом отпиливайте снизу. Следите за стволом, чтобы ваша работа не вызвала его сдвиг.

  • ветвь, нагруженная весом ствола;
  • второй надпил - снизу;
  • первый надпил;
  • локти опираются на колени.
11.

Зона отскока. Обрезайте ветви, начиная с комля ствола по направлению к его вершине.

  • управление дросселем газа большим пальцем;
  • обрезку произво-дить, двигаясь от комля к вершине.

Опасность подлеска. Когда деревья падают, они могут подмять под себя подлесок. Если деревца подлеска не поломаются, то они согнутся под весом дерева. Работая, вы можете случайно освободить их, и если вы невнимательны, то они могут хлестнуть по вам и заодно по вашей работающей бензопиле...

Спиливайте подлесок, попавший под поваленное дерево, делая ряд надпилов. Чем ниже по стволу подлеска, тем надпилы должны быть глубже, ослабляя тем самым напряжение ствола.

12.
  • подлесок;
  • начинать здесь на уровне ниже плеч;
  • неглубокие надпилы.
13.

Зона отдачи. Надпилите ствол на 2/3 его толщины, после чего перекатите ствол и допилите до конца.

14.
  • вывешенные участки ствола следует распиливать сначала сверху на 1/3 его диаметра, а допиливать снизу;
  • нажимайте на пилу, чтобы противодействовать отталкивающей силе;
  • надпил сверху вниз на одну треть диаметра ствола;

Внимание: стойте сбоку от пилы, а не за ней

12 заповедей работы с бензопилой
  1. Большинство ранений приходится на бедро, когда лесоруб переносит работающую пилу. Именно поэтому так необходимы специальные защитные брюки. Если вы переносите бензопилу на расстояние менее 3 м, держите ее только за переднюю рукоятку. Если вы возьмете это в привычку, то вероятность случайного разгона двигателя бензопилы и ранения бедра исключается. При передвижении на расстояния более 3 м выключайте бензопилу.
  2. Внушите каждому, чтобы он не приближался к лесорубу так, чтобы лесоруб не мог его видеть. Из-за шума бензопилы и увлечения работой лесоруб может не заметить подошедшего сзади человека.
  3. Никогда не работайте в одиночку. Если что-то случится, вам понадобится первая медицинская помощь и кто-то, кто сможет вызвать врача.
  4. Раз и навсегда запомните, где находится зона отдачи бензопилы, и старайтесь избегать ситуаций, могущих вызвать отдачу.
  5. Никогда не пилите выше уровня ваших плеч.
  6. При работе на холмистой местности устройтесь выше по склону холма, чтобы поваленное дерево скатывалось от вас, а не на вас.
  7. Не забывайте о тормозе пилы. Если вы не пилите, то тормоз должен быть включен.
  8. Прежде чем начать пилить дерево, убедитесь, что бензопила заправлена по максимуму.
  9. Никогда не работайте с бензопилой, находясь под воздействием наркотиков или алкоголя. Если вы почувствовали усталость, отдохните!
  10. Берегите спину. При необходимости двигать бревна прибегайте к рычагу или чьей-либо помощи.11. Избегайте контакта цепи с землей, поскольку даже короткое их соприкосновение может сильно затупить режущие звенья.
  11. Цепь бензопилы должна быть всегда остро заточена. Тупая цепь опасна. Внимательно следите как за остротой цепи, так и за исправностью шины.


Дополнения к основным инструкциям по эксплуатации на бензопилы



перейти в раздел статьи




торговые марки
дополнительно
АКЦИИ О КОМПАНИИ ПРОДУКЦИЯ ЗАПЧАСТИ СЕРВИС УЦЕНЕННЫЕ ТОВАРЫ ТОРГОВЫЕ МАРКИ НОВОСТИ ВАКАНСИИ КОНТАКТЫ



Кабель, провод - Промкабель